/ Все статьи / Продолжение>>
 
Введение  

Возможность предсказания будущего интересовала людей так же давно, как и вопрос о "загробной" жизни. Что ждет нас впереди? Как приоткрыть завесу, скрывающую день завтрашний? Мудрецы и простые люди, военные вожди и воины перед битвой, девушки, ожидающие прихода своего суженого, и жены, волнующиеся о судьбе своих близких, во все времена обращались к искусству предсказания как к последнему доводу, способному повлиять на принимаемые ими решения.

Римские полководцы перед битвой бросали жребий, согласно которому выбирали тактику ведения боя. Сам жребий представлял собой обычный кубик, на гранях ко-торого были начертаны значки, обозначающие собой тот или иной способ ведения сражения. Современное выражение "жребий брошен" рождено именно этим обычаем.

Во времена Византийской Империи именно жеребьевкой решался вопрос, кто именно из троих кандидатов займет высокий пост Патриарха Православной Церкви. В торжественной обстановке юноша наугад вытаскивал одну из трех записок с именем кандидата на патриаршую должность.

Индийские раджи во время выполнения обряда жертвоприношения коня - Ашвамедха - не сами решали, на какие из соседних царств нападать, а доверяли этот выбор выпущенному на свободу коню, за которым и следовали со всем своим войском. Их совместные странствования длились целый год и заканчивался принесением коня в жертву богам, а совершивший этот обряд раджа получал власть над завоеванными землями и титул, соответствующий ближневосточному титулу "Царя царей". Так именовали себя владыки, покорившие многие царства (среди них такие великие полководцы и правители, известные нам по античным временам, как Кир, Ксеркс, Александр Македонский, некоторые фараоны Египта в период его расцвета, а также многие другие).

В жизни обычного человека еще совсем недавно различные гадания играли важнейшую роль. Так, на Дальнем Востоке (Китай, Корея, Вьетнам) до сих пор выбор для ребенка его будущей профессии производится в первые недели его жизни.

Перед младенцем на полу выкладываются самые различные предметы, символизирующие собой различные виды деятельности. Тот предмет, который малыш берет первым, и служит указанием на то, какому именно ремеслу предстоит обучать ребенка.
Вспомним многочисленные виды свадебной ворожбы, принятые еще у наших предков-славян. Часть из этих гаданий дожили до наших дней в виде многочисленных свадебных обрядов.

Эти и многие другие примеры можно приводить в качестве иллюстрации той роли, которую играли и играют до сих пор самые разные виды прорицаний в судьбах людей, стран и даже народов.
Естественно, в каждой культурной традиции разработаны свои формы и способы гаданий. Так, римские жрецы гадали на внутренностях убитых жертвенных животных, причем по самым важным вопросам в роли прорицателя выступал сам Принципе - Римский император, совмещавший эту должность со званием Верховного Жреца.

У славян гадания проводились специально обученными жрецами - чародеями. В этой роли могли и часто выступали женщины. Для мантических манипуляций использовалась специальная чаша - чара, наполненная водой (отсюда и само слово - чародейство). В специальном помещении возжигались огни, после чего воскуривались благовония или травы. Затем прорицатель внимательно вглядывался в налитую в чашу воду, постепенно погружаясь в транс, и образы, родившиеся у него в сознании во время этой медитации, считались пророческими.

Центр, где совершались наиболее важные пророчества в Древней Греции, - Храм Аполлона в Дельфах. Там жрицы - пифии, погружаясь в транс с помощью напитков из галлюциногенных растений, становились вестницами самого Аполлона, который через них делал свои предсказания, для тех, кто к нему обращался за советом.

С приходом в мир новых мировых религий - христианства и мусульманства, искусство предсказаний стало приходить в упадок. Для христиан и мусульман попытка предсказать будущее, если она не принимала формы откровения божьего, является проявлением язычества, с которым эти религии вели беспощадную войну на протяжении столетий. Кроме того, если это было не вдохновленное богом прорицание, что требовалось еще доказать, любое предсказание могло рассматриваться как ворожба или колдовство и было явно делом, угодным Злому Духу, с соответствующими оргвыводами, вплоть до сожжения виновного на костре или забрасывания оного камнями.

Однако в тех странах, обращение которых в эти религии проходило менее бурно и строилось на системе различных компромиссов, отдельные формы гаданий были сохранены, приняв соответствующие новой вере черты.

С другой стороны (природа не терпит пустоты), в странах, где этого не произошло, освободившееся место стали занимать многочисленные странствующие монахи, юродивые, "святые люди", цыгане, в общем все те, кто верил или хотел, чтобы в это поверили другие, что на них снизошел "дух божий" (или, у мусульман, кому сами ангелы, вестники Аллаха, вкладывали в уста пророчества).
Но что годилось для низов общества и малообразованных худородных или разорившихся дворян, вряд ли могло соответствовать вкусам аристократии, да и вообще людей для своего времени просвещенных.

Так, в Европе в аристократической среде получили распространение различные "оккультные" науки, и люди, которые ими занимались, пользовались большим уважением во многих дворцах и при дворах многих королей.

Более того, по всей Европе возникали различные тайные общества и организации, занимавшиеся исследованиями и обучением этой запретной, с точки зрения официальной религии, области знаний. Эти организации и ордена были для своего времени силой как могущественной, так и авторитетной. Они были способны оказывать воздействие на политику целых государств, и тому история знает немало примеров. Даже члены правящих фамилий считали за честь быть принятыми в круг "посвященных" того или иного Братства (и порой им в этом бывало отказано). Естественно, что влияние Лож и Орденов чувствовалось практически во всех сферах общественной жизни.

Так, роль масонства ("Общество Вольных Каменщиков") в истории как Европы, так и России трудно переоценить. И просветительская деятельность членов этого сообщества послужила толчком к приходу эпохи Просвещения во всем цивилизованном мире. Так именно им мы обязаны появлению девиза Великих буржуазных революций: "Свобода, Равенство, Братство".

Как уже говорилось, для нашей страны их деятельность также не прошла бесследно. Фактически любой русский аристократ конца восемнадцатого начала девятнадцатого веков состоял в той или иной масонской ложе. Сам император Павел I был командором Мальтийского Ордена. Масонами были и полководец граф Михаил Илларионович Кутузов, и декабрист князь Трубецкой, и даже, по некоторым данным, поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов...

Конечно, для исследователей прошлого не являются секретом и многие другие факты, приоткрывающие плотную завесу таинственности, всегда окружающие деятельность подобных организаций. Как внутренняя жизнь, так и "официальная" история некоторых из тайных обществ описаны во многих книгах, но полностью пролить свет на их деятельность вряд ли когда-нибудь удастся.

Конечно, эпоха рыцарства и аристократии, а так же кровно связанных с ними тайных орденов, являвшихся вместе с тем и хранителями высокого оккультного знания, минула. На смену ей пришло время демократии, секретных служб и современной науки, в общем всего того, что мы так хорошо знаем по веку двадцатому.
Но все же кое-что из наследия предыдущего периода сохранилось и до нашего времени. Тяга ко всему таинственному, всегда живущая в душах людей, не позволяет угаснуть интересу к мистицизму и в двадцать первом веке - просвещенном веке интернета, суперкомпьютеров, квантовой физики, межпланетных космических полетов и всеобщего избирательного права.

Словно наперекор велению времени, мы учимся находить все больше и больше смысла в таких странных и далеких от привычной логики вещах, как восточные мировоззренческие системы, шаманские ритуалы, занятия йогой и древними китайскими медитативными техниками.

Что касается "официальной" науки, то она ныне так же проявляет интерес как непосредственно к самим загадочным явлениям в области проявлений человеческой психики (телепатия, ясновидение, телекинез и т. п.), так и к целым системам знаний, таким как астрология, эзотерическая философия, ко всему этому наследию, сохраненному для нас поколениями людей, живших и действовавших в гораздо более суровые времена.

Приступая к изучению любой эзотерической системы, современному человеку необходимо понимать, с какими именно трудностями ему предстоит столкнуться на своем Яруги. Оставим пока в стороне сложности, связанные с тем, что вы зачастую встречаетесь с явлением, принадлежащим иной культурной традиции.

Так, многие понятия, используемые в индийских тантрических культах непонятны даже самим индусам, занимающимся какой-либо иной практической системой, например одним из многочисленных видов йоги или аскезы. А уж для нас, европейцев, многие тонкости, столь существенные в прикладных вопросах, просто могут оказаться недоступными для понимания, и порой приходится потратить массу сил и времени, только на то, чтобы понять, что ты не можешь понять. А ведь многие из терминов, представлений и понятий, традиционно относимых к сфере оккультизма, имеют восточное происхождение.

Воистину, вспомнишь слова Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают даже этого!"

Но насколько адекватно они воспринимаются нами, остается большим вопросом. Такие слова, как карма, йога, дао и многие другие в последнее время стали часто встречаться на страницах излишне популярных изданий, обращенных к широкой аудитории, и это создает иллюзию того, что мы вполне ясно понимаем, что именно эти понятия означают. Но, авторам кажется, что вы испытаете большое удивление, если попробуете докопаться до их подлинного значения, - ведь за многими из них скрываются целые мировоззренческие системы и космогонические теории, лежащие столь далеко от нашего привычного мироощущения, что знакомство с ними не уступает по сложности с изучением какой-либо современной теории, например квантовой механики.

Но даже находясь в рамках "своей собственной" культурной традиции, мы встречаемся с целым рядом вопросов, без ответов на которые нам не обойтись, если, конечно, мы хотим приблизиться к подлинному смыслу изучаемого нами предмета. И прежде всего нужно понимать, что за столетия, отделяющие нас от создателей данного учения, изменились не только представления об окружающем нас мире, претерпел большие изменения и сам язык, на котором были записаны интересующие нас тексты. Значения многих слов были изменены порой на прямо противоположные.
Так, всем известное русское ругательство "ведьма" когда-то служило для обозначения жрицы, ведающей в таких древних науках, как траволечение, предсказание по звездам, геомантии, а так же в искусствах заговоров и заклинаний, сновидения, и во многом другом, о чем мы, возможно, даже не имеем представления. В качестве другого примера приведем такое важное для понимания философии и практики христианства слово, как "спасение" (ведь спасение своей души является одной из главных -задач для любого христианина).

Слово "спасение" однокоренное со словом "опасение", корень - "пас" (пасти). В старославянском языке слово "опасение" означало усердие, внимательность, усидчивость, а отнюдь не страх перед какой-либо угрозой. В связи с этим и спасение души не есть бегство из этого мира, а скорее внимательное отношение к своей внутренней жизни, следование законам, суть которых нам могут подсказать лишь наша собственная искренность, внутренняя чистота и... совесть.

Обобщая все сказанное выше, можно отметить, что основное отличие ушедших цивилизаций от современной заключается в том, что они явно ориентированы на внутренний мир человека, его судьбу в загробном мире, а так же на анимации (одушевлении) и даже обожествлении как всей природы в целом, так и отдельных ее элементов.

Особенно ярко это проявляется в дошедшей до нас мифологии и религиозных текстах, а так же в традициях и обрядах, сохранившихся до сих пор. (Вспомним хотя бы русский обычай наливать домовому чашечку молока). Даже в современном официальном Православии (Русской Православной Церкви) можно обнаружить многочисленные "артефакты", для чего достаточно вспомнить огромный пантеон наших святых (таких как святой Пантелеймон-Целитель, святой Георгий-Победоносец), многие из которых заняли место славянских языческих богов, сохранив за собой главные их атрибуты и функции.

С другой стороны, люди прошлого мало интересовались развитием своей технической базы, считая изобретательство занятием низким и недостойным для истинного философа. Это можно видеть хотя бы из того, что, к примеру, античная культура вплотную подошла к такому изобретению, как паровой двигатель, но использовали его в Греции всего лишь как игрушку. Известно, что вавилонянам и грекам было известно об электричестве, но дальше создания примитивных гальванических элементов, применяемых, возможно, в медицине, они не пошли. Китай-. цы с незапамятных времен умели делать порох, но употребляли его практически только для фейерверков.

Зато древние хорошо знали о том, что даже очень удобные с точки зрения строительства и положения места, Могут быть непригодны для проживания, а тех, кто поселится на них, ожидают болезни, слабое здоровье и прочие напасти. В наше время искусство геомантии (так именовалась раньше наука о свойствах местности) в прежнем виде сохранилось лишь в Китае, и то только благодаря очень ограниченному кругу подлинно самоотверженных и образованных людей, сумевших пронести эти знания сквозь ужасы культурной революции и передать их следующим поколениям.

Те же черты мы находим в цивилизации Средневековья.

Заметим особо, что эпоху Средневековья мы вправе рассматривать не только как прошлую по отношению к нам культуру, прямыми наследниками которой мы являемся, но и как особую и самобытную цивилизацию с характерными исключительно для этой культуры внутренней организацией, мифами, целями, набором технологий и средств производства, и, главное, особым местом в общей природной экосистеме.

В общем, если вы предпримете попытку бросить взгляд на этот период нашей истории, то вашему взору откроется целостный и самодостаточный мир. И судьба этого мира подобна судьбам других великих культур прошлого, которые прошли все этапы своего развития.

Эти этапы бытия цивилизации средневековья в чем-то напоминают периоды жизни обычного человека: это зарождение (в муках) - период формирования основных характерных черт и признаков (как в словесных баталиях, так и под звон мечей); юность (со столь свойственными для нее надеждами, энергией и максимализмом); расцвет (с рыцарской доблестью и мощью, в блеске и пышности многочисленных церковных церемоний); умудренная опытом старость, дряхлость, живущая лишь воспоминаниями о былом величии, и уход...

Впрочем, уход для любой культуры - это скорее не исчезновение, не гибель, а растворение в культурах, следующих за ней. А это значит, что теперь мы ответственны за судьбу того наследия, обладателями которого являемся. И если чему-то из этого наследия мы не можем найти применения, то наш долг хотя бы сохранить его для следующих поколений искателей. Среди прочих артефактов давно прошедших времен мы находим и карты Таро.

  / ^ вверх / Все статьи / Продолжение >>
 
Hosted by uCoz