<<Начало / Все статьи / Продолжение>>
 
Кратное изложение истории нарт Таро  

Достоверно известно, что карты Таро существовали уже в средние века. Впервые, мы встречаем упоминание о них в середине XIV века (1367 г.) в кодексе города Берн, в котором содержится запрет на игру в них, что говорит о том, что они начали распространяться по Европе несколько раньше.

Во Франции, в музее, которым стала главная резиденция французских королей - Лувр, хранятся фрагменты от трех комплектов карт Таро, самых старых из дошедших до нашего времени колод. Они были созданы Жаклин Грин-гонер в 1392 году для Карла VI, короля Франции.

В 1450 году в Милане появляется колода Висконти - Сфорца, созданная представителями семейств Висконти и Сфорца. В данной колоде, как и в большинстве современных, содержится 78 карт.
С 1500 года появляются первые известные нам манускрипты, содержащие описание карт Таро.

С 1612 года появляются первые трактаты, придающие картам Таро мистическое толкование, а так же предлагающие их в качестве инструмента для гадания. Причем оккультное значение карт связывается с системой тайных знаний, принадлежащих традиции Розенкрейцеров.

В XVIII веке возникает традиция, связывающая Таро с тайными египетскими Мистериями. Согласно этой теории, прототипом карт Таро послужила древнеегипетская "книга Тота", оригинал которой был утерян во времена завоевания Египта войсками мусульман. Тем не менее, сам иероглифический текст книги был сохранен уцелевшими во время смуты жрецами, создавшими на его основе карты для игры. И захватчики, сами того не подозревая, стали хранителями древней мудрости.

Родоначальником этой школы были Антуан Курт де Гебелин (1728(?)-1784) и Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль, граф де Меле (1727-1804), во всяком случае считается, что это именно он скрывался под псевдонимом "граф де М." Продолжил данную традицию французский мистик и оккультист д-Эттейлла (Жан-Батист Альетт (1738-1791), опубликовавший целый ряд своих трудов на эту тему в конце XVIII века. Можно назвать еще одного яркого представителя этого течения - это Эльфас Леви Захед, он же "в миру" - Альфонс-Луи Констант.

Подвергнув критике работу своих предшественников за внесенные ими изменения как в порядок следования старших арканов, так и в само их изображение, он вернул Таро строй, носящий ныне название французского и совпадающий с "Марсельским" Таро, о котором будет еще упомянуто. Кроме того он свел воедино каббалистическую, нумерологическую и ряд других оккультных европейских систем и объединил их в своем варианте описания старших арканов, в прочем, своей колоды он так и не создал.
Что и было исправлено его последователями - Жераром Анкоссом (1865-1916), широко известного читательской аудитории как доктор Папюс, написавшим большое количество работ и опубликовавшим карты Таро Б редакции Эльфаса Леви, и Освальдом Виртом (1860-1943), издавшем колоду, состоящую из 22 старших арканов. Отметим так же еще одного ученика Эльфаса Леви - Жана-Батиста Питуа (1811 - 1877), известного так же под именем Поль Кристиан.

Его перу принадлежит "книга Гермеса", целый ряд других любопытных произведений в области герменевтики, а так же само название старших козырей - арканы (arcanus, латынь - значит "тайный"). Кроме того, тайный алфавит магов, иногда изображающийся на картах Таро, крокодил, поджидающий "Дурака", меч в руке сидящего в колеснице воина на карте "Колесница", другой вариант для названия XXI старшего аркана "Мир" - "Корона Магов", все это его, Кристиана, рук дело.
Среди тех, кто уже в XX веке развивал эту традицию, можно назвать К. К. Заина (1881-1951), создавшего на основе карт Таро свою систему посвящения, Вольдемара фон Укскулля, и многих других, чьи имена можно узнать, открыв соответствующую страничку Интернета.

Другая линия карт, явившаяся прототипом в том числе и для французской системы, носит название "Марсель-ское Таро". Известно несколько разновидностей данных карт, слегка отличающихся друг от друга дизайном, самые ранние из них, а именно колода Жанна Додаля, издаются с начала XVIII века, любопытно отметить, что, первые колоды данного вида появились, по утверждению нынешних издателей данной колоды, в Лионе около 1700 года. Прототипом для них послужила Итальянская колода. Отметим, что в Италии карты Таро известны как минимум с XV века.

Упомянем также английскую систему Таро. Она родилась в недрах Герметического Ордена Золотой Зари. Этот орден был основан в 1888 году. Существовало несколько колод, относимых к этому направлению: Сэмюэль Лиделл Макгрегор Матерс (1854-1918) разработал систему Таро "Золотой Зари", изложив ее основы в "Книге Т", а его супруга нарисовала саму колоду, но самая известная из них была разработана Артуром Эдвардом Уэйтом (1857-1942) и нарисована художницей Памелой Коулман-Смит (1878-1951).

Под названием "Ридер-Уэйт-Смит Таро", или "Дорожное Таро", эта колода впервые появляется в Лондоне в 1909 году и очень быстро становится самой популярной колодой в мире. А в 1910 году выходит в свет книга Артура Уэйта, в которой была раскрыта как оккультная теория, символически изложенная в данной колоде Таро, так и прорицательное значение этих карт.

Отметим также, что на развитие английской системы в значительной мере повлияла французская школа Таро. Во истину, все мы стоим на плечах гигантов.

Отметим так же еще одного члена Ордена Золотой Зари, Алистера Кроули (1875-1947) со временем покинувшего его ряды и создавшего свое собственное прочтение карт, изложенное в его "Книге Тота", и собственную колоду, естественно, нарисованную не им самим, а талантливой художницей Фридой Харрис в 1944 году. Данная колода известна нам под названием "Таро Тота".

В наше время появляется довольно большое количество самых разнообразных колод Таро. Они отличаются между собой (а так же от "классических колод") как общим дизайном ("Золотое Таро", "Русское Таро", "Эль-фийское Таро", "Таро Ворона" и т. д.), так и количеством и порядком следования карт ("Таро Эпохи Водолея", За-раевская колода Таро и др.)
И хотя с художественной точки зрения все эти колоды представляют определенный интерес, а как маитический (т. е. "гадательный") инструмент достаточно самобытны, все же, с точки зрения теории оккультизма, вряд ли имеют самостоятельное значение.

Впрочем, утешением нам может служить то обстоятельство, что реальный исторический процесс, в котором нам всем так или иначе приходится участвовать (хотя бы благодаря факту своего собственного существования), не есть что-то законченное, и, следовательно, неизменное. Так, возможно, уже завтра появятся имена новых исследователей, которые в своих работах сумеют пролить свет на загадки, которые таят в себе карты Таро.

<< Начало / ^ вверх / Все статьи / Продолжение >>
 
Hosted by uCoz