Истинное Таро вручает нам
ключ к Таинстеим А.Э. Уэйт |
|
продолжение..
 |
Мойна Бергсон |
 |
Освальд
Вирт |
 |
Поль Кристиан |
 |
К.К. Заин |
 |
Алистер
Кроули |
 |
Фрида Харрис |
 |
 |
А.Э. Уэйт
в разные годы жизни |
В 1788 году Симон Блокель издает колоду,
явившуюся вариантом колоды Эттейлы. Позднее он выпускает в
свет монографию Джулии Орсини, посвященную описанию и исследованию
данной колоды. Кстати, полвека спустя с интервалом в 20 лет
были опубликованы еще два варианта колоды Эттейлы.
А в 1855 году французский же оккультист
Альфонс-Луи Констан (1810 - 1875), которого мы ныне знаем
под именем Элифас Леви, публикует свою книгу Dogme et Rituel
de la Haute Magie ("Учение и ритуал высшей магии"),
ставшую краеугольным камнем в становлении оккультизма. Весьма
интригующей представлялась структура его книги: две части
по двадцать две главы, каждая из которых соответствует определенному
Аркану Таро. Элифаса Леви мало чанимала гадательная сфера
использования карт Таро.
Куда в большей степени он тяготел к
раскрытию священных таинств еврейской Каббалы: в его понимании
карты воплощали в себе тайный и закрытый от понимания непосвященных
алфавит, причем каждому из Больших Арканов соответствовало
определенное место на каббалистическом Древе Жизни.
Любопытно, что работы Элифаса Леви, повлиявшие на деятельность
ряда оккультистов, в числе которых, кстати, уместно назвать
и Артура Эдварда Уэйта, вдохновили маститого британского прозаика
Эдварда Булвер-Литтона (1803 - 1873) на создание впечатляющих
романов: "Преследуемые и преследователи", "Занони",
"Грядущая раса", упоминаний о Таро. Эти романы оказали
неизкультистов, как С.Л.М. Матерс, У.Б. Йийтс, обучавший А.Э.
Уэйта герменевтике, и А. Кроули, чья деятельность была тесно
связана с основанным в 1886 году доктором Уином Уэсткоттом
Герметическим Орденом Золотого Рассвета, определившим развитие
оккультизма в Англии в конце XIX -начале XX столетия.
Сэмюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854
-1918), видный розенкрейцер, разработал основные ритуалы Ордена
Золотого Рассвета и был в 90-х годах XIX века, когда Орден
считался особенно влиятельным, его руководителем.
Матерс явился автором небольшого трактата
по толкованию карт Таро - The Tarot; Its Occult Signification,
use in Fortune Telling, and Method of Play ("Таро: Оккультное
значение, использование для гадания, игровая методика",
1888), а его супруга Мойна Бергсон, имевшая способности к
рисованию и приходившаяся родной сестрой поразительному французскому
философу-интуитивисту(!) Анри Бергсону (1859-1941), удостоенному,
кстати, Нобелевской премии по литературе в 1927 году, нарисовала
особую колоду Таро, новаторский состав или, точнее, порядок
карт которой был определен самим Матерсом: помимо изменения
иконографии целого ряда карт, он назначил Силе VIII номер,
а Справедливости - XI, но главное -Дураку он отвел I позицию!
Так было создано "Таро Золотого Рассвета", явившее
миру английскую версию Таро и легшее в основу системы А.Э.
Уэйта.
Перед тем, как перейти собственно к
Уэйту, мы находим целесообразным упомянуть еще о ряде исследователей,
без которых историю Таро представить практически невозможно.
Прежде всего, это последователь Элифаса Леви, Жерар Анкосс
(1865-1916), прославившийся под именем Папюс. Он явился автором
таких монографий, как "Цыганское Таро" (1889) и
"Предсказательное Таро" (1909).
Знаменательная деталь: в качестве приложения
к последней книге фигурировал альбомчик из 78 карт. Поскольку
бумага была дрянная, карты во избежание их скорой гибели предлагалось
сначала вырезать, а потом наклеивать на картон. Особенно же
плодотворными оказались изыскания Папюса в плане придания
Большим Арканам астрологических атрибутов. Швейцарский оккультист
и масон Освальд Вирт (1860 - 1943) сумел создать свое графическое
воплощение системы Таро Папюса. Его 22 Больших Аркана -образец
изысканности и тонкого вкуса, не говоря уже о мастерски явленной
символике.
Эти карты были включены в издание "Цыганского
Таро" Папюса. Кстати, в 1927 году у Вирта вышла из печати
собственная монография о Таро. Здесь уместно вспомнить и об
ученике Элифаса Леви -Поле Кристиане (1811-1877), чья "История
Магии" затрагивает вопросы, касающиеся учения о Таро;
между прочим, им же введено впервые и само понятие аркан.
Примечательно, что в порядке Кристиана Дурак (у него это -
Крокодил), имея нулевой номер, располагается между XX и XXI
Большими Арканами. А недавно умерший Элберт Бенджамин (1882
- 1951), он же - К.К. Заик, известный автор 21-томной энциклопедии
герметических наук еще в 1918 году выпятил книгу "Священное
Таро", которая была в более развернутом виде переиздана
в 1936 году и способствовала популяризации Таро в странах
латиноамериканского региона.
И уже в 1944 году была опубликована
поистине уникальная книга, это "Книга Тота" Алистера
Кроули (1875 - 1947). Он, считавший себя воплощением Элифаса
Леви, вступил в руководимый Матерсом Орден Золотого Рассвета
в 1898 году, а в 1909 в своем труде "777" обнародовал
нумерологические закономерности Таро, частично почерпнутые
им у Матерса.
Кроули вместе с Фридой Харрис создал
свою эксклюзивную колоду Таро, аналогов которой нет. Нам довелось
видеть эти карты - они поистине удивительны! - и следует выразить
особое сожаление, что они не были опубликованы ни при жизни
Кроули, ни в наши дни. Остается лишь уповать на Господа, что
колода Таро Кроули когда-нибудь придет к людям. (колода карт,
законченная Фридой Xappиc (1877-1962) 21 марта 1944 года в
день весеннего равноденствия, была опубликована братсвом магов
OrdoTеrapliOrientis(OTO), некогда возглавлявшимся Кроули,
в 1971 гаду (шесть лет спустя после кончины Макса фон Гугенхайма).
Сегодня эта колода является народным
достоянием, так что мечта Гугенхайма сбылась!) Жизнь и творчество
Кроули поистине невероятны, мы же, ограниченные объемом книги,
можем отослать любопытствующих к нашей специ альной монографии,
посвященной Кроули, на стра ницах коей он заслуженно предстает
одним из наиболее значительных магов и интерпретаторов Таро
XX столетия.
|