<<Начало / Все статьи / Следующая>>
 
Истинное Таро вручает нам
ключ к Таинстеим А.Э. Уэйт
 

окончание..

А.Э. Уэйт в церемониальном облачении
П. Коулман Смит
А.Э. Уэйт
в последние годы жизни

Теперь же обратимся к его старшему наставнику, чьей системе Таро, собственно, и посвящено настоящее исследование, - Артуру Эдварду Уэйту. А.Э. Уэйт (1857-1940) родился в США, где прошло его детство, и с самых юных лет интересовался вопросами магии и оккультизма. Причиной столь необычного пристрастия явилось особое состояние, пережитое им во время болезни. Будучи беспредельно угнетен тяжким недугом, Уэйт на несколько дней к ужасу медиков и родных впал в полубессознательное состояние.

По его собственному признанию именно тогда на него снизошло озарение, и все его существо пронзило сознание того, что мир и человек едины. После этого он быстро пошел на поправку, а по выздоровлении - несмотря на исключительно ранний возраст - твердо понял, чему намерен посвятить свою жизнь. Он перебрался в Англию и там продолжил свое обучение.

Более всего Уэйт был привержен оккультизму. Он изучал Каббалу, алхимию, масонство и пр., пытаясь отыскать ключ, открывающий значение древних ритуалов. Изрядное внимание он уделял доктрине розенкрейцерства. Неудивительно, что когда Уэйт в 1891 году в Лондоне вступил в Герметический Орден Золотого Рассвета, устав которого восходил к розенкрейцерским традициям, он немедленно стал в нем доминировать.

Особой страстью Уэйта были легенды о Короле Артуре и о 24 рыцарях Круглого Стола. Исследуя анналы, он пришел к выводу, что под легендарной Чашей Грааля следует понимать не один, а целых четыре предмета, а именно - копье, кубок, меч и блюдо. И эти сакральные предметы символизируют четыре масти Таро: Посохи, Кубки, Мечи и Пентакли.

Отсюда уже было рукой подать до намерения воплотить идеи и символы Таро в подобающих художественных образах. И тут на помощь Уэйту пришла его верная соратница по Ордену Золотого Рассвета Памела Коулман Смит (1878-1951). Урожденная англичанка, она выросла тем не менее в американской семье и обучалась азам своей профессии театрального художника уже в США. Ее в немалой степени влекло к себе и иллюстрирование книг. Будучи по натуре склонна к мистицизму, она в 1903 году вступила в Орден Золотого Рассвета, где сразу же сблизилась с Уэйтом, избрав его своим духовным наставником.

Общение с Уэйтом отразилось на ней самым непосредственным образом. С некоторого времени она заметила за собой, что при слушании музыки, которую рекомендовал Уэйт, ей являются необыкновенные и красочные видения. Понемногу она стала их зарисовывать, а потом, в надежде получить толкование, обратилась к Уэйту. Их совместные штудии продолжались достаточно долго и вот - в 1909 году создается небывалая колода карт, чье основное огличис oт всех прочих заключалось в том, что впервые оказались снабжены рисунками карты Малых Арканов. По сравнению с вышедшим годом ранее трудом Папюса "Предсказательное Таро", снабженным невзрачным альбомчиком с картами, которые могли использоваться лишь будучи вырезанными и наклеенными на кусочки картона, это была уже действительно полноценная колода, которая, мгновенно завоевав мировую популярность, определила своего рода стандарт для позднейших колод Таро.

А через год увидела свет и монография Уэйта "Иллюстрированный ключ к Таро" (A Pictorial Key to the Tarot). В этой книге описывались все 78 карт Больших н Малых Арканов, а также давались предсказательные значения в прямой и перевернутой позициях. Кроме того, в книге приводился обширный сравнительный анализ всех предшествовавших систем Таро.

Несколько слов о самой колоде.
Уэйт не стад отступать от французской традиции и его Дурак так же стоит между XX и XXI картами Больших Арканов. Однако он отдал дань и Матерсу, поэтому в его колоде Сила имеет VIII номер, а Справедливость -XI. Поскольку в "Иллюстрированном ключе" отсутствовали какие-лиоо астрологические соответствия, наряду с привязкой к литерам древнееврейского алфавита, да и о наличии самой Тайной Доктрины Каббалы высказаны лишь смутные намеки в предисловии, - нельзя избавиться от мысли, что Уэйт, публикуя карты и исследов ние, ставит перед собой задачу предложить людям колоду, которая, будучи экзотерической, а значит не перегруженной сверх меры каббалистической и астрологической символикой, сможет стать поистине народной. И это ему удалось. Таро Уэйта -самая популярная система в мире на сей день.

В заключение хочется высказать слова признательности моему доброму другу и духовному учителю - доктору Рудольфу Штайнеру (1861-1925). Именно благодаря ему состоялось в 1912 году наше представление А.Э. Уэйту. Увы, из-за ряда разногласий, чисто организационного плана, имевших место тогда между доктором Штайнером и Уэйтом, тогдашнее наше знакомство не возымело продолжения. Однако новаторская колода Уэйта и его система, покуда еще не слишком известная в Германии, произвели на нас неизгладимое впечетление, и его определив характер духовных практик на всю последующую жизнь. Книга, которую вы сейчас держите в руках, - наш скромный вклд в дело освоения сокрытых ключей Таро. Теоретические выкладки Уэйта проанализированы и дополнены результатами наших собственных исследований. И если после ознакомления с нашим трудом у Таро Уэйта появятся новые почитатели, -мы сможем счесть свою миссию выполненной.

Как мы уже отмечали ранее, понятие аркан (от лат. arcanum - тайна) впервые ввел в обиход Поль Кристиан, он же Жан-Батист Питуа (1811-1877), бывший учеником Элифаса Леви. В этой главе, как явствует из самого названия, пойдет речь о 78 картах Больших и Малых Арканов. Выпуская в сеет свой "Иллюстрированный ключ", Уэйт во введении особенно подчеркнул что описания 22 карт, составляющих Большие Арканы, сделаны таким образом, чтооы читателей не обременяли надуманные и неуместные толкования, столь часто навязываемые нам традицией; и тогда неофиты, которым достало интуитивное прозрение, непременно обретут истину. Мы постарались сохранить лежащий в основе описания Уэйта принцип, проведя тем не менее требуемую коррекцию с целью пущей достоверности.

Что касается карт Малых Арканов, то позволим себе еще раз обратиться к комментариям Уэйта. Он пишет: "Те, кому присущи вдумчивость и проницательность, - о даре ясновидения здесь речь не идет, - наверняка обнаружат, что в образах большинства карт Младших Арканов содержатся тонкие намеки на присутствие неких характеристик, безусловно возобладающих над приписываемыми картам стандартными значениями.

Однако во избежание ошибок следует особо отметить, что за исключением весьма редких и случайных совпадений, встречаемые разночтения недопустимо расценивать в качестве указаний на наличие символики Вышнего порядка... Следует воспринимать их как своего рода рекомендацию к дальнейшему осмыслению того, что явлено... ибо изображения карт - словно двери, приглашающие в целую анфиладу неведомых комнат, или же это поворот дороги, за которым нам открываются новые, неизведанные еще покуда горизонты".

Пожалуй, к сказанному Уэйтом добавить нечего.

<< Начало / ^ вверх / Все статьи / Следующая>>
 
Hosted by uCoz